О том, что бы поехать в Крым в качестве автотуриста мысль возникала давно... Но то ли "рюкзачные" привычки, то ли дела еще какие не давали воплот ться мечте в жизнь. Первая заветная цель была, даже не обсуждаясь, Тарханкут и только Тарханкут. Далее Поповка, с его "Республикой Казантип", крайняя точка путешествия район Судака, а на обратном пути посещение Топловского монастыря с его святым источником. Сборы в дорогу носили традиционно туристско-рюкзачный характер с окрасом автомобильной специфики. Первой в список необходимых вещей была зачислена наша проверенная HANNAH Atol II как основное место ночлега в странствиях. Дальше пошли спальники, взяли только типа "одеяло", коконы брать не стали - лето, жара... А дальше уже пошла "автомобильная" специфика... Как много хотелось бы туристу взять с собой в рюкзак, да только кто же все это будет на себе переть ? Вот "железный конь" все наши мечтания о комфорте и решит. Не надо только быть слишком наивными ! Всех нет, но многие все же... Во-первых, место приготовления пищи. Костер в степи вещь проблематичая, да и в пожароопасный период нежелательная, а газ в туристской горелке несколько накладно выйдет - поэтому предпочтение отдали старой, ей лет уже сорок, бензиновой печке в виде чемоданчика на две конфорки.
Как печка равных ей среди туристских горелок и прочих "Шмелей" нет.
Чайник закипает за несколько минут. Весит она "неслабо", но на себе не таскать. Изначально на баллоне с бензином стоял насос наподобие примусного, но потом, из-за его не очень надежной и эффективной работы, была проведена доработка.
Впаяли на его место штуцер под стандартный автомобильный насос и так он служит по сей день.
Насос со временем заменил автомобильный компрессор, что добавило еще больше удобства, поскольку теперь наглядно видно уровень дaвления в баллоне. Котелок с собой все же взяли, а в компанию к нему старый чайник, сковородку и кастрюлю. Столик раскладной найти не успели, стульев взяли только два, тент брезентовый их конусного чехла самолета сунули в багажник и ... Мы уже в пути ! Все остальное по-ходу или в копилку опыта. За семьей заехал в Кривой Рог и ни свет ни заря, это 5-30 по местному времени, мы уже начали наш "drang nach zuiden" в направлении Крыма. В Крым поехали через Новую Каховку и Армянск - нам это и короче, и удобнее. Вспоминая и прошлогоднюю и позапрошлогоднюю поездку в такое же время по трассе Харьков-Симферополь в районе Мелитополя сразу заметен резкий контраст в загруженности трассы, даже и сравнивать нечего. Трасса практически свободна. Первое, о чем следует позаботиться отправляяст в степной Крым, наличие достаточного количества питьевой воды. Вода на месте если и есть, то это либо привозная, либо опресненная, либо покупная. Как первое, так и второе, а yж тем более третье вряд ли приемлемо в долгих странствиях. Впрочем, как выход из положения...
Тарханкут встретил нас свежим ветром и поднявшимся волнением моря.
Впрочем, сначала была Оленевка... Для большинства, ранее не посещавших этот край, все это носит одно понятие - ТАРХАНКУТ. На самом же деле на западной оконечности Крыма находится поселок Оленевка за которым в море выдаются два мыса - Тарханкут и Прибойный.
За мысом Прибойный расположены скалы Джангуль, а за мысом Тарханкут скалы Атлеш. Разделены они Караджинской бухтой в которой, за традиционной в этих местах намывной косой поперек больших углублений моря в берег, находится, возможно целебный, лиман.
Запах на то как-то намекает...
Где лучше ?
Бытуют разные мнения, везде есть свои сторонники и патриоты, но большинство предпочитает скалы и гроты Атлеша. И есть за что ! От маяка до Атлеша около 8 км, но мы не стали сразу ехать туда, а по-тихоньку, с частыми остановками, от скалы к скале двинулись вдоль берега. И чем дальше едешь, тем рот шире открывается. Виды - один другого лучше !
Тарханкут, и по праву, считается меккой дайверов.
Hо и простому туристу или любителю природы здесь есть чем заняться. С виду берег представляет собой выжженную степь, но это сочетание суровой природы, обрывов, скал и моря, а также скопление на этом клочке толпы увлеченных и влюбленных в это место людей создает особый, ни с чем не сравнимый колорит и ощущения. Если море штормит и нырять нет возможности - походите просто вдоль берега, заглядывая в каждую расщелину и бухту, послушайте и понаблюдайте за диалогом моря и скал.
Получите еще одно море удовольствия. Они то бранятся между собой, то воркуют. В одном месте я обнаружил расшелину шириной до полуметра и длиной метров тридцать, которую набегающая волна то заливает, то осушает. В конце расщелины вода вымыла в известняке небольшую пещерку и если волна набегает по-сильнее, то вся вода в ней не умещается и она вырывается наружу фонтаном брызг с большим шумом, образуя на солнце в этот момент радугу. Стоя рядом кажется, что в берег уткнулся головой дракон и это его ноздря фыркает при каждом выдохе...
Фотография всего этого передать не в силах...
Прибыв в искомую точку, теперь главная цель выбор места и, по-возможности, приятных соседей. И с тем и другим нам, честно говоря, повезло. Площадка свободная оказалась с удобным спуском к морю и ровная, а соседи приятная семья дайверов из Мариуполя,
да к тому же как и мы Саша и Наташа. С запоминанием имен ни у какой из сторон проблем просто не возникало...
Разница только в детях - у них мальчик Максим, а у нас девочка Кристина.
На обустройство стоянки времени много не ушло - сказался туристский опыт. Больше проблем было с установкой тента для размещения "кухни".
Hа сильном ветру и с полным отсутствием каких-либо деревьев это не так уж и просто. Помогли запасливые соседи деревянными кольями для распорок, а в качестве центральной высокой опоры в дневное время роль выполняла открытая крышка багажника.
Дующий с суши постоянный ветер надувал тент как парус и его оставалось только закрепить и придать ему желаемую форму.
Для первого использовали камни по-тяжелее, а для второго элементы машины и колья.
На ночь багажник все равно приходилось закрывать, так как ветер менял направление на противоположное, натяжение "паруса" исчезало и вся конструкция все равно рушилась.
Да и машину не оставлять же на ночь открытой ?
А с утра все сначала...
Грунт у берега - практически камень.
Ставить палатку из-за этого сложновато, т.к. колышки воткнуть крайне сложно. Растяжки приходится привязывать к камням. Некоторые любители экстрима ставят палатки на плоских камнях у берега используя различные технические ухищрения. В некоторых местах видны намертво вбитые в камни шлямбуры, повторяющие периметр стоявших когда-то там палаток. Бывалые люди рассказывали, что приезжают и с перфораторами, используя их для бурения отверстий под стойки и прочее. Вот до чего техника дошла... Ходить по берегу и пляжу можно и босиком, но лучше этого не делать... В степи и у дороги много мелких камней и колючек, а у самого берега море и ветер сделали поверхность извеснтяка вроде пемзы или грубого напильника, но более крупной структуры. Края этих углублений впиваются в пятки и создают неприятные ощущения. Особенно это ощущается в районе "Блюдца любви".
Особо, в развитие темы, хотелось бы остановиться на соседях по стоянке.
В первый день, из-за суматохи с обустройством своего быта, как то сразу не бросилась в глаза одна немаловажная для автотуриста деталь, которая на следующий день меня буквально поразила.
Дайверы с многолетним стажем, они очень грамотно и комфортно подошли к делу создания своего "табора".
Это и навес, и три палатки с надувными матрасами 1 на 2 метра, шезлонг и стол со стульями, газовый баллон на 5 литров с горелкой, посуда и продукты, и, самое "святое" - два акваланга со всеми принадлежностями для погружения.
Теперь если добавить к этому внушительную фигуру Саши, мужчины ростом под 185 и весом под центнер, его маму, женщину, не относящуюся к разряду хрупких, Максима, шестнадцатилетнего юношу, но статью походящего на молодого гренадера, и наконец, Наташу, занимающую нижнюю ступень в весовой категории их семейства...
А вот здесь, внимание !
Все это разместилось с доехало в автомобиле "Славута" без дополнительного багажника и прицепа !
Мы притащили с собой, как нам казалось, куда меньше вещей, но багажник у нас был забит полностью и часть продуктов ехала с нами в салоне.
Естественно, что я не смог удержать своего интереса и удивленно спросил Саню: "Как ему удалось свершить такое чудо" ?
Ответ, как и все гениальное, был прост и лаконичен: "Использовали каждый кубический сантиметр свободного пространста...".
(материал в стадии написания и редактирования)
|